Титульная   /   Пресс-центр   /   Библиотека   /   Как добывают нефть в Томской области?

Как добывают нефть в Томской области?

Рассказывает главный инженер «Томскнефти» Андрей Провоторов

В Канаде нефть вывозят грузовиками. Казалось бы, как это возможно? Черное золото ведь не уголь, чтобы его транспортировать в кузове автомобиля. Но в природе существует не только жидкая, но и высоковязкая нефть, которая добывается из карьеров или в шахтах. По классификации она относится к битумам.

Впрочем, такой способ добычи встречается достаточно редко. Традиционно нефть из недр земли поднимают по пробуренным скважинам. Об особенностях добычи в нашем регионе, об инновациях, которые градообразующее предприятие внедряло в последнее время, рассказывает главный инженер «Томскнефти» Андрей Анатольевич Провоторов.

- Технология добычи, если, конечно, не брать во внимание карьерный способ, везде приблизительно одинаковая. Может быть изменен вид станка-качалки, другого оборудования, но принцип остается тем же самым.
С наименьшими затратами нефть добывают в странах Востока. В Ираке, Кувейте, ОАЭ сырье, как правило, поступает из скважин фонтанным способом. Добыча там связана с высоким давлением, поэтому используется оборудование рассчитанное на высокие давления. На высокие дебиты рассчитаны и системы трубопроводов. Совсем иное дело -  добыча углеводородного сырья в море. Строительство платформы, бурение, транспортировка нефти на сушу - это огромная работа и значительные капиталовложения. С платформы на самом деле бурится не одна скважина, а несколько десятков - что-то вроде наших кустов. Однако одна скважина может давать нефти больше, чем весь наш куст. Поэтому такой способ добычи оправдывает все затраты.

Добыча на суше тоже сопряжена с определенными трудностями и имеет свои особенности. Многие месторождения «Томскнефти» расположены на болотах и в пойменных, периодически затопляемых зонах. У нас не Башкирия или Татарстан, где скважины могут находиться посреди поля, засеянного рожью. Мы уступаем южным краям по благодатности, а потому и востребованности земли, но по безопасности добычи, может быть, даже превосходим. Помните Советское месторождение, затопленное водой? Уровень был настолько высоким, что сами скважины находились под водой. На поверхности только станок-качалка и край обваловки. И ведь работала без утечки. Сегодняшнее оборудование позволяет эксплуатировать его в не менее экстремальных ситуациях, нужно только за ним постоянно следить.

У нас достаточно большой разброс месторождений. От Стрежевого, базового города, порядка 800 км в сторону Лугинецкого и 100 км в сторону Ваха. Но и это не предел. На Ванкор работники летят из Красноярска с двумя пересадками. У них от базового города до ближайшего месторождения 500 км. До остальных еще дальше. В Самаре тоже разлет приличный. Но у них есть дороги, а не направления, как у нас. Многие с асфальтовым покрытием.

Если сравнить оборудование, которое эксплуатируется в «Томскнефти», то и здесь мы стараемся не отставать от других нефтегазодобывающих предприятий. Мы, например, были первыми, кто стал применять автоматизированную систему замеров дебитов скважин. Но и ее уже пора менять. По новому законодательству, теперь мы должны учитывать объем не всей жидкости, а по отдельности каждой фракции: нефти, газа, воды. Так что будем переходить на новые системы замеров.

Прорывом в «нефтянке» можно назвать усовершенствование электроцентробежных насосов. Заводы стали производить износостойкие и более мощные УЭЦН, которые можно эксплуатировать в тяжелых условиях.

Новинки всегда применялись в «Томскнефти». Всегда шел поиск наиболее оптимальной технологии добычи. Когда-то мы использовали винтовые насосы немецких, венгерских производителей. Сейчас применяем гидроструйный способ эксплуатации скважин, когда жидкость закачивается под землю, где она захватывает нефть и далее поднимает ее на поверхность. Такую технологию используем на Ломовом месторождении с трудноизвлекаемыми запасами нефти.
Двигателем прогресса является, конечно, экономика. Но и «нефтянка» подталкивает производителей развиваться, внедрять инновации. Чтобы разрабатывать новое оборудование под наши требования, многие заводы обзавелись собственными институтами.  Взять, к примеру, пожарный центр «Томскнефти». Благодаря нашим специалистам  он укомплектован  эксклюзивной техникой, выпущенной исключительно по нашим заявкам. До того момента заводчане даже и не знали, что можно делать такие автомобили.

Специалисты «Томскнефти» регулярно выезжают на нефтяные выставки. Ежегодно посещают главную из них - московскую. Предложений много: практически с каждой выставки мы привозим что-то новое. Так что на месте не стоим.