Титульная   /   Пресс-центр   /   Публикации в СМИ

Природа отдыхает. С утечками нефти томские нефтяники борются еще до их появления

Газета Московский комсомолец, от 02.06.2012

От ревизии до развития

Трубопроводный транспорт - это, пожалуй, самое беспокойное хозяйство томских нефтяников, ведь именно от нефтетранспортных объектов стоит ждать подвоха - отказов, аварий, утечек, разливов. Хотя специалисты «Томскнефти» предпочитают не ждать подобных инцидентов, а предупреждать их профилактикой. Такая работа началась в компании в 2003 году, а ее результат - это ежегодное снижение количества отказов трубопроводной системы на 10 - 15% и лучшие показатели безаварийной работы среди дочерних компаний «Роснефти».

Но так было не всегда. Начальник отдела эксплуатации трубопроводов ОАО «Томскнефть» ВНК Андрей Горбатов вспоминает, что еще 2003 - 2004 годы для специалистов были очень горячей порой, когда инциденты с трубопроводной системой случались куда более часто. На этот период времени приходится и становление в структуре «Томскнефти» службы, ответственной за состояние трубопроводов в целом. Дело не в том, что до 2003 года этим вопросом никто не занимался, а в том, что деятельность компании до этого времени строилась не по процессному принципу, а по региональному.

Это сейчас в структуре «Томскнефти» работают службы трубопроводного транспорта, капитального строительства, бурения, геологии и так далее. А до 2003 года костяк производства составляли нефтегазодобывающие управления, каждое из которых отвечало и за трубы, и за стройки, и за бурение, и за геологию - но исключительно в рамках своего производственного региона: Васюганского, Лугинецкого, Стрежевского, Вахского. Что греха таить, начальники НГДУ старались, по большей части, «гнать план», а вот по какой системе этот «план» транспортируется - вопрос зачастую второстепенный. Да и однообразия производственной политики при таком подходе не достичь.

«Добавьте к этому то, что в томских вузах не готовили специалистов по трубопроводному транспорту, и созданное управление эксплуатации трубопроводного транспорта приходилось комплектовать за счет представителей других профессий,- добавляет Андрей Горбатов. - На объекты, переданные нам в эксплуатацию, не было фактически никакой технической документации. И мы начали свою работу с нуля - проводили ревизию, формировали паспорта объектов, разрабатывали целевые программы».

Сейчас работа управления эксплуатации трубопроводов куда более систематизирована и отлажена. Благо, и структура службы отвечает современным реалиям: в ее состав входят отделы эксплуатации, технического надзора, инжиниринга и надежности трубопроводов, а также четыре цеха, группа мониторинга отказов и их последствий, лаборатория неразрушающего контроля.

Трубе большое внимание

Уже несколько лет в «Томскнефти» реализуется целевая программа «Повышение надежности трубопроводов». И будет реализовываться впредь, ведь нефтетранспортная система должна постоянно находиться в зоне внимания специалистов. Основные разделы этой программы - это реконструкция объектов (то есть замена устаревших и аварийных участков - в год удается менять 60 - 70 км труб), капитальный ремонт системы, ее ингибиторная защита (закачка в полость трубы химреагентов, которые снижают воздействие агрессивной жидкости на стенки трубы), мониторинг скорости коррозии, техническое диагностирование, экспертиза промышленной безопасности. Только на замены трубопроводов инвестиции «Томскнефти» в 2012 году составят более 500 млн. рублей. И делаются такие вложения для поддержания и безотказной работы трубопроводной системы.

Как поясняет Андрей Горбатов, месторождение месторождению - рознь, и если на одних добывающих участках отказы случаются, то на других специалисты не сталкиваются с этой проблемой годами. Разумеется, здесь главный фактор - это сроки эксплуатации. Поэтому трубопроводная система Советского, Вахского, Северного месторождений сегодня под особым контролем специалистов. А вот на Южно-Васюганской группе (Игольско-Таловое, Крапивинское, Двуреченское месторождения) отказы - большая редкость. Хотя нельзя сказать, что контроль за ситуацией там менее пристальный.

«В «Томскнефти» около 50% трубопроводов работают свыше 10 лет, есть в их числе участки, которые эксплуатируются и с 70-х годов, - продолжает Андрей Горбатов. - Разумеется, мы относимся к ним с особым вниманием, проводим различные мероприятия. Ревизия, контроль, осмотр - и надежная работа системы будет обеспечена».

При строительстве новых нефтетранспортных объектов специалисты компании смотрят в завтрашний день, чтобы не пришлось через два года заниматься реконструкцией, казалось бы, нового участка трубопровода. Например, все новые объекты оборудуются камерами пуска и приема очистных устройств, которые удаляют из полости трубопровода механические примеси, грязь, скопления воды - то, что вызывает коррозионные процессы, в трубопроводе. При строительстве новых трубопроводов «Томскнефть» использует трубы исключительно с усиленной изоляцией, причем, выполненной в заводских условиях, что сокращает сроки строительства, повышает качество строительно-монтажных работ и надежность эксплуатации системы.

Продвигается программа автоматизации и телемеханизации трубопроводов: все больше объектов оборудуется датчиками, которые реагируют на изменение технологических параметров (например, на уменьшение давления), которые могут свидетельствовать о разгерметизации системы. В итоге сегодня телемеханизировано свыше 70% объектов трубопроводного транспорта «Томскнефти», свыше 1 000 км оборудовано камерами для пуска и приема средств для очистки трубопроводов, 1 550 км трубопроводов подвержены ингибиторной защите, 1 600 км охвачено мониторингом скорости коррозии.

«Наука не стоит на месте, и сегодня существует целый ряд дистанционных методов определения отказов, но практика показывает, что самый надежный из них - это человек, - подчеркивает Андрей Горбатов. - Своевременный обход трубопроводной системы - на болотоходах, на лодках, на лыжах - самый лучший гарант качественной эксплуатации. Также пробовали все методы, включая облет трассы беспилотниками - пока он себя экономически не зарекомендовал».

«Вооружен» - значит предупрежден

Какой бы ни была степень надежности трубопроводной системы, каждая уважающая себя нефтедобывающая компания должна иметь парк техники и штат сотрудников для ликвидации аварий и их последствий. «Томскнефть» держит «на вооружении» самые современные технические разработки в этой сфере.

Один из наиболее ценных в этом ряду экземпляров - катер финского производства «Lamor», предназначенный для откачки нефти с водных поверхностей. Это массивное судно сегодня стоит на суше, а потому вдоль бортиков отчетливо видны темно-коричневые пятна въевшейся в корпус нефти.

«Разливов на водной поверхности у нас не было, просто катер регулярно участвует в тактических учениях, - поясняет заместитель начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов и ликвидации аварий Андрей Шелудяков. - Схема работы при ликвидации разливов такова: устанавливается боновое ограждение, чтобы локализовать пятно и избежать растекания нефтесодержащей жидкости по акватории, и на воду спускается катер. Происходит налипание нефти на его щетки, далее по гофрированному шлангу жидкость поступает в специальную емкость, которая подается на берег, и нефть откачивается вакуумной автомобильной установкой».

В бригаде по ликвидации аварий сегодня работают около 60 человек, территория дислокации - все месторождения компании. И хоть разливы нефти - случай из ряда вон, скучать работникам-«ликвидаторам» не приходится: не дают постоянные тренировки, учения и сборы. Да и знакомство с новой техникой тоже занимает определенное время - «Томскнефть» регулярно обновляет парк, ведь методы ликвидации аварий постоянно совершенствуются, и все они должны стоять «на вооружении» главного томского недропользователя.

За последние годы специалисты компании добились значительных успехов в эксплуатации нефтетранспортных объектов. Например, удельный показатель аварийности на трубопроводах «Томскнефти» в расчете на 1 км системы - 0,076. При том, что общепринятый в отрасли коэффициент - 0,1. Изучать опыт такой работы к томским нефтяникам приезжают представители других компаний - например, дочерних структур «Газпром нефти», «Лукойла» и «ТНК-ВР».

На вопрос, как удается так надежно работать, специалисты «Томскнефти» отвечают просто: охрана окружающей среды - приоритетное направление деятельности. Тем более это актуально сегодня, ведь 2012 год объявлен в компании Годом экологии.

  Кирилл Комаров

Все новости